pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
Ощадбанк- госрегулятор?
Вернутся в медиацентрНа Главную
Ощадбанк- госрегулятор?
Ощадбанк- госрегулятор?

Минфин сам себя лишает функции регулирования рынка лотерей.

Специально для газеты “Зеркало недели” №29 (175)

Последняя скандальная инициатива министра финансов Александра Шлапака о проведении лотерейной реформы вполне обосновано породила фонтан народных троллей и шуток, увековеченных в социальных сетях. Действительно, время, место и идею для проведения своей реформы министр выбрал как нельзя «лучше». В изнывемой от войны, политического и экономического кризиса стране предложение главного финансиста государства о плане национального спасения через реформу игрового рынка, выглядит как неудачная шутка.

Еще более «уместным» данное предложение является с точки зрения того, что именно эту же концепцию реформирования рынка на протяжении только последней каденции В.Януковича безуспешно четыре раза (!) пыталась провести через парламент сначала команда Н.Я.Азарова, а уже осенью 2013 года непосредственно Семья! В последний раз, поданный 27 ноября 2013 года законопроект №3697 всеми известного крымского депутата Л.Миримского, пройти через парламент просто не успел. Помешала Революция. Но три  предыдущих законопроекта (№№ 8401, 9098, 3161) были не приняты парламентом виду очевидной (даже для тех реалий) коррупционности схемы организации лотерейного рынка и даже несмотря на беспрецедентный админресурс, задействованный для их принятия.

Поэтому, оставив за скобками лучшие образцы народного творчества, порожденные мягко говоря, неожиданной инициативой Министра попытаемся серьезно, в основных чертах разобраться с концепцией построения лотерейного рынка, идея которой перешла Александру Шлапаку в наследство от его знаменитого «папередника» вместе, надо полагать, с командой лотерейных реформаторов Минфина с мощными донецкими корнями.

Суть концепции состоит в том, что государственные лотереи в стране будет проводить Государственный сберегательный банк Украины (далее – Сбербанк). Он по замыслу отцов-основателей новой модели рынка является организатором (не путать с оператором) лотерей. Так вот, Сбербанк может проводить лотереи сам, а может выдавать это право (вместо государства) частным структурам. На каких принципах и основаниях – законопроект Минфина умалчивает, однако четко указывает количество операторов. Их должно быть не более пяти.

Итак, по закону Сбербанк получает 2 функции: (1) проводить лотереи; (2) выдавать право на их проведение.

Давайте разберемся. Проводить лотереи Сбербанк имеет право и так. Ведь он обладает одной из 4х существующих лицензий на проведение государственных лотерей, которая не используется и никогда не использовалась им, но перешла «по наследству» с прошлых советских времен. Таким образом, для проведения лотереи Сбербанком не мешает ничего. Ничего, кроме желания, денег и здравого смысла. Да! Именно здравого смысла! Ведь государственные лотереи не проводятся государственным банком – ни в одной цивилизованной стране мира.

Причины этого отнюдь не в том, что гениальные идеи приходят в головы только чиновников из команды Азарова, обходя стороной недалеких европейцев и американцев. Причина в том, что банковская деятельность, как и лотерейная являются исключительными видами деятельности, осуществление которых связано с значительными финансовыми рисками, не соединимыми в одном «флаконе». Проведение лотерей банковским учреждением обременяет дополнительными рисками его вкладчиков и клиентов, точно также, как и предоставление банковских услуг влечет дополнительные риски для игроков в лотереи и государства. Финансовый хаос, порожденный скрещиванием не совместимых в условиях рыночной экономики видов деятельности порождает невозможность контроля со стороны государства, создавая все необходимые условия для мошенничество как в банковской, так и в лотерейной части деятельности оператора-банка.

Каждый должен заниматься своим. В той части Европы, к которой не относится Украина, это выглядит очевидным! В нашей стране, где на здравый смысл стараются закрывать глаза, отсутствие лотерейной деятельности Сбербанка на протяжении нескольких последних десятилетий было сопряжено,  в первую очередь, с отсутствием необходимых денег для запуска игр. Ведь на организацию полноценной лотерейной деятельности в зависимости от ее масштаба по оценкам специалистов идет от 30 до 50 млн. долл. США. Также сказывалось отсутствие команды профессионалов, которые могли бы потянуть организацию, на первый взгляд, несложного, но полного дьявольски мелких особенностей технологического процесса выпуска и проведения игр на деньги.

Возможно, в условиях жесткого бюджетного дефицита министру финансов все-таки удалось отыскать лишних 700-800 млн. грн. на запуск Сбербанк-лото. Почему не запустить? Хозяин – барин! Но, зачем в таком случае поднимать шум? Вносить новый законопроект? Ведь любую глупость выгодней сделать тихо, на случай возможного провала!

В чем тогда смысл, – спросите Вы? Все просто, – отвечу я! Смысл как раз кроется во втором полномочии Сбербанка – определять операторов государственных лотерей. По идее Азарова-Шлапака (ведь теперь можно называть ее так?) Сбербанк будет выдавать право на проведение государственных лотерей пяти негосударственными операторам, от его имени на основании договора поручения. Таким образом, Сбербанк получает в свое распоряжение практически ограниченный ресурс (право на проведение гослотерей) вместе с правом неограниченно распоряжаться им. Теперь Сбербанк будет сам решать кому давать право, у кого его отзывать и сколько будет стоить каждое «согласование» того или оного действия для потенциального или уже действующего оператора. Та мелочь, что при этом Сбербанк будет нести полную имущественную ответственность за всевозможные последствия деятельности операторов не особо смущает авторов концепции Азарова-Шлапака. Ведь дивиденды от раздачи прав и «согласований» будет получать конкретное руководство Сбербанка, а ответственность в случае неплатежеспособности оператора будет нести государственный банк – учреждение, деньги у которого пока еще есть.

Таким образом, опубликованным Минфином законопроектом фактически предлагается передать не государственному органу, имеющему к тому же сам право проводить игры, государственную функцию, которая может и должна быть только у самого Министерства финансов – функцию регулирования рынка лотерей. Решение уникальное по своей беспрецедентности и находчивости!

И пусть читателя не смущает, то, что законопроект предусматривает возможность проведения т.н. негосударственных лотерей. К сведению Министра, такие лотереи можно проводить и сейчас. Закон о запрете азартного бизнеса их не запрещает. Однако, правовой режим, в т.ч. и налогообложение «негосударственных» лотерей делают невозможной даже теоретическую перспективу их проведения. При этом, простое поверхностное изучение текста законопроекта свидетельствует о том, что его авторы умышленно закрепляют неравный статус операторов государственных и негосударственных лотерей (условия хозяйствования, получения права на деятельность, ответственность и т.д.), нарушая тем самым не только ст.ст.18, 25 Хозяйственного кодекса, ст.3 Закона «О лицензировании…», но и прямо ст. 42 Конституции Украины. Поэтому тот факт, что в законопроекте Минфина появились негосударственные лотереи (практически единственное, что отличает его от ранних законодательных инициатив донецкой команды), свидетельствует скорее о необходимости соблюсти приличия, о которых прошлое правительство даже не задумывалось.

Также, никого не должно смущать то, что законодательная инициатива Минфина уничтожит действующий рынок лотерей, операторы которого худо-бедно, но отчисляют в государственный бюджет ежегодно до 400 млн. грн., которых бюджет не досчитается. Для того, чтобы скрыть этот факт, в своей размещенной на сайте презентации не новой, но от этого не менее гениальной законодательной инициативы Минфин идет на очевидные арифметические манипуляции с цифрами. Детальная проверка расчетов Минфина показывает не рост отчислений на 500 млн. грн., как это заявляет Министр, но ежегодное уменьшение отчислений на 200-300 млн. грн. И это если принять оптимистические показатели, на которые рассчитывает  новая-старая команда министерства! НО ведь это мелочи! И потом, разве цель, которая стоит перед авторами инициативы, не оправдывает любые средства?..

Не вполне погруженный в перипетии причинно-следственных связей современной украинской финансовой политики читатель, конечно мог бы уточнить, а почему Министерству финансов на начать наведение порядка на рынке на основании действующего закона о лотереях, пользуясь теми обширными полномочиями, которые у него уже есть? Начать, скажем, с проверки работы действующих операторов, которых Минфин не проверял уже пару лет.

Почему не прекратить засилие игровых автоматов на улицах украинских городов, которое уже вошло в норму именно вследствие бездействия чиновников Минфина?.. Или скажем по-другому – сколько проверок таких объектов провел Минфин, сколько материалов направил в правоохранительные органы?.. Ответ очевиден – Минфин самоустранился от контроля рынка! Очевидно и то, что четкая и законная работа по наведению порядка на игорном рынке могла бы привести к значительному увеличению поступлений в бюджет от действующих операторов лотерей за счет уменьшения нелегального сегмента рынка уже сегодня. Без громких фраз, лозунгов, популизма и подковерных схем-интриг.

Примечательно, что законопроект, предложенный Минфином предлагает разработку и создание новой электронной центральной системы, через которую будет контролироваться проведение игр в государстве. Для не сведущих поясню – лотереи давно уже во всем мире проводятся электронным способом, что позволяет контролировать каждую ставку и соответственно уплаченные с нее налоги в режиме реального времени. Такие электронные системы есть у каждого существующего оператора лотерей. Неограниченный доступ к ним есть у Минфина и Казначейской службы. Почему сейчас Минфин не использует этот механизм контроля, а требует, создания нового ПО, стоимость которого исчисляется миллионами долларов? Орган лицензирования чем-то не устраивает качество или уровень контроля действующих центральных систем? Им высказывались пожелания? Конечно нет! Но кто же откажется от возможности освоить лишние пару – тройку десятков государственных миллионов гривен на создание уже существующего ПО?..

Какой результат намеривается получить от своей, мягко говоря, сомнительной законодательной инициативы Министр финансов лично для себя остается вопросом. Мы конечно не склонны видеть меркантильные мотивы в действиях каждого чиновника. Возможно речь идет о простом популизме, возможно о том, что министра банально подставили представители старой азаровской команды, до сих пор работающие в Минфине, и в отчаянном прыжке стремящиеся вскочить на последнюю ступеньку уходящего лотерейного поезда.

Много вопросов также к нынешнему руководству Сбербанка…

Очевидным является только то, что авторы инициативы при ее разработке руководствовались меньше всего интересами украинского государства и общества. А это уже само по себе вызывает достаточные основания для беспокойства. Ведь разрушение существующего лотерейного рынка, бездумная трата государственных денег в процессе создания новой коррупционной системы, превращение госбанка в оператора лотерей, шансов на положительную реализацию которого нет никаких – и это уже очевидно, – нанесет еще один не смертельный, но от этого не менее болезненный удар по экономической и финансовой безопасности Украины. Допустить этого в такой важный, переломный исторический момент мы не имеем права!

Автор: Данил Гетманцев

Предыдущая Следующая
19.08.2014
Помощь АТО освободили от налогов. Автор: Вита Форсюк.
09.09.2014
Правовая оппозиция
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное