pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
Законодательные новации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
Вернутся в медиацентрНа Главную
Законодательные новации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
Законодательные новации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Автор: Оксана Русина

Двадцатого сентября 2019 на заседании Верховной Рады Украины ІХ ​​созыва был принят в целом законопроект № 1085-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг» (далее - Закон), которым вносятся изменения в ряд законов Украины, направленные не только на защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг, но и на совершенствование условий и порядка предоставления таких услуг.

 

Административная ответственность за нарушение прав потребителей на рынке финансовых услуг


Первым важным нововведением Закона является создание нового состава административного правонарушения, заключается в нарушении прав потребителей финансовых услуг.
Так, действующее законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение прав потребителей. Новопринятым Законом выделяется административная ответственность за нарушение прав потребителей именно финансовых услуг, то есть происходит отграничения потребителей финансовых услуг от всех других категорий потребителей.

Закон определяет, что рассматривать дела об административных правонарушениях относительно защиты прав потребителей финансовых услуг имеют право Национальный банк Украины, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Каждый из указанных органов рассматривает дела о правонарушениях участников рынка финансовых услуг, регулирование деятельности которых он осуществляет.
Представляется, что Закон предоставляет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях относительно защиты прав потребителей финансовых услуг не только Национальному банку Украины и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, но и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, которая будет ликвидировано 1 июля 2020, а ее полномочия будут разделены между Национальным банком Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.Однако, Законом не предусмотрено перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, не согласуется с положениями Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности, статьей 258 КУоАП, что определяет случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется.В связи с тем, что часть статьи, которая предусматривает административную ответственность в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, в статье 258 Кодекса Украины об административных правонарушениях не указана, следовательно, рассмотрения дела регуляторами должно предшествовать составление протокола об административном правонарушении.
Отсутствие закрепленного перечня лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, может привести к злоупотреблению со стороны органов государственной власти.

 

Клиент финансового учреждения и потребитель финансовой услуги: разграничение понятий
 

Среди нововведений Закона, следует обратить внимание на то, что было рядом с понятием «потребитель финансовой услуги», введено понятие «клиент».Так, потребителем финансовых услуг определяется физическое лицо, которое получает или намеревается получить финансовую услугу для удовлетворения личных нужд, не связанных с предпринимательской, независимой профессиональной деятельностью. В свою очередь, понятие «клиент» является более широким, и кроме потребителей финансовых услуг включает в себя субъектов хозяйствования, которые получают намерены получать финансовые услуги.Однако, не совсем понятно такое разграничение, с учетом того, что в части текста Закона употребляется понятие «клиент», и таким образом, происходит защита и физических лиц, и субъектов хозяйствования, пользующихся финансовыми услугами, а в части - говорится только о потребителях финансовых услуг, а следовательно, действие таких норм распространяется только на физических лиц и не защищает права и интересы физических - лиц предпринимателей и юридических лиц, получающих намерены получить финансовые услуги.Например, часть 5 статьи 12 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» изложена в следующей редакции: «Запрещается возлагать на потребителя финансовых услуг уплату любых платежей, возмещений, штрафных санкций за реализацию им права на отказ от договора, предметом которого является предоставление ему финансовой услуги или за досрочное расторжение (инициирование досрочного расторжения) потребителем финансовых услуг такого договора, а также запрещается взимать такие платежи, возмещение, штрафные санкции. »
Таким образом, данная норма касается исключительно физических лиц - потребителей финансовых услуг и не распространяется на субъектов хозяйствования, также получают намерены получать финансовые услуги.

 

Особенности рекламы финансовых услуг

Основные требования к рекламе в целом установленные Законом Украины «О рекламе», в который Законом были внесены соответствующие изменения относительно рекламы финансовых услуг. Кроме того, ряд особенностей рекламы финансовых услуг будет закреплено в Законе Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», а также Законом установлено полномочия регулятора принимать соответствующие подзаконные нормативно - правовые акты с целью детализации некоторых требований к рекламе финансовых услуг.
 

Интересным в данном случае является то, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе в сфере финансовых услуг возлагается исключительно на Национальный банк Украины в отношении всех участников рынков финансовых услуг, независимо от того, кто является регулятором таких участников, несмотря на то, что согласно Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг», который был принят 12 сентября 2019, полномочия регуляторов на рынке финансовых услуг будет разделен между Национальным банком Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.Однако, Закон оставляет за Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку только полномочия по контролю за законодательством о рекламе на фондовом рынке.

Материал подготовила - Оксана Русина, юрист Jurimex.
Специально для Jurblog - https://bit.ly/30PbXMs

Предыдущая Следующая
09.10.2019
12 шагов к строительству солнечной электростанции. Автор: Алена Видюк
05.11.2019
Присоединение Украины к MLI: налоговые риски и последствия для украинских компаний и их владельцев. Аналитический обзор от Олега Чайки
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное