pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
Уголовные проступки: путь к правовому государству или шаг в прошлое. Автор: Задорожний Богдан
Вернутся в медиацентрНа Главную
Уголовные проступки: путь к правовому государству или шаг в прошлое. Автор: Задорожний Богдан
Уголовные проступки: путь к правовому государству или шаг в прошлое. Автор: Задорожний Богдан

Первого января 2020 вступает в силу принятый еще 22 ноября 2018 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» (далее - Закон), который вносит ряд новшеств в Уголовный и Уголовно процессуальный кодексы Украины. Если раньше все уголовные правонарушения считались преступлениями то с 1 января 2010 уголовным законодательством Украины будет предусмотрено разделение всех уголовных правонарушений на преступления и уголовные проступки, причем для каждого вида уголовных правонарушений будет предусмотрена своя отдельная процедура досудебного расследования, преступления по-прежнему будут подлежать расследованию в порядке досудебного следствия, а вот для проступков новая редакция УПК будет предусматривать упрощенный порядок досудебного расследования в форме дознания. 

 

Необходимость внедрения упрощенной процедуры расследования уголовных проступков, обосновывается значительным удельным весом легких правонарушений, приводит к перегруженности правоохранителей в результате чего затягивается расследование тяжких и особо тяжких преступлений.

Стоит отметить, что внедрение института уголовных проступков в отечественное законодательство должно было состояться еще в 2012 году вместе с принятием нового Уголовного процессуального кодекса Украины. Однако имплементация нового правового института требовала времени, поскольку предусматривала принципиально новый подход к построению норм материального закона. Поэтому законодатель решил сначала принять новый УПК Украины, а затем работать над механизмом их практического функционирования.


С целью подготовки согласованных предложений по внедрению института уголовных проступков в мае 2012 года была создана соответствующая рабочая группа по вопросам реформирования законодательства об административных правонарушениях и введение института уголовных проступков, которая в, феврале 2015 была ликвидирована, так и оставив вопрос введения института уголовных проступков открытым .

Со времени своего принятия 22.11.2018 года Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» был предметом многочисленных дискуссий юристов, которые разделились на два лагеря, один из которых считает разделение уголовных правонарушений на уголовные проступки и преступления прогрессивной новеллой, которая приближает отечественное законодательство к прогрессивным европейских стран.

Поскольку институт уголовных проступков проступков уже достаточно давно нашел свое отражение в правовых системах Австрии, Нидерландов, Испании и Италии. Другая группа юристов указывает на то, что упрощение порядка досудебного расследования уменьшает реальные правовые гарантии и может привести к увеличению количества злоупотреблений своими правами со стороны правоохранителей.
К уголовных проступков законодатель относит предусмотренные Уголовным кодексом Украины деяния (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (51 тыс. Грн.) Или другое наказание, не связанное с лишением свободы.

Всего по новой редакции УПК Украины 126 из 780 всех составов уголовных преступлений, перестанут считаться преступлениями, в частности к категории уголовных проступков принадлежать и такие уголовные правонарушения как:

- кража (ч. 1 ст. 185 УК Украины);
- мошенничество (ч. 1 ст. 190 УК Украины);
- хулиганство (ст. 296 УК Украины);
- незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (ч. 1 ст. 309 УК Украины);

 

Кроме, этого несмотря на то, что в Украине один из самых высоких уровней смертности от автокатастроф целесообразной выглядит и перевод ответственности за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии с административной в уголовную плоскость, путем дополнения Уголовного кодекса Украины статьей 286-1, санкция которой предусматривает штраф от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. Статья 286-1 Уголовного кодекса Украины вступит в силу с 01 января 2020 года.

Также, стоит отметить, и о том, что с 1 января 2020 по уголовному праву Украины исчезнет понятие преступлений средней тяжести, а все преступления, которые ранее классифицировались как преступления средней тяжести станут считаться нетяжкие преступления. Следовательно, классификация уголовных преступлений в 2020 году будет выглядеть следующим образом:
- Уголовные проступки (основное наказание не связанное с лишением свободы, а штраф не превышает трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан);

- Преступления небольшой тяжести (основное наказание до пяти лет лишения свободы, либо штраф до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан).

- Тяжкие преступления (основное наказание до десяти лет лишения свободы, либо штраф до двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан).

- Особенно тяжелые преступление (основное наказание свыше десяти лет лишения свободы, либо штраф более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан).
 

Кроме изменения самой классификации уголовных правонарушений изменится и порядок их расследования. Если в действующей до 1 января 2020 редакции УПК Украины для всех уголовных преступлений независимо от их тяжести был предусмотрен единый порядок расследования в форме предварительного следствия, то новая редакция будет предусматривать упрощенную процедуру расследования уголовных проступков в форме дознания.
Процедура дознания предусматривает широкий перечень следственных (розыскных) действия, которые могут совершаться до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований по сравнению с процедурой досудебного следствия. Так расследуя уголовные проступки, еще до внесения данных в Единый реестр досудебных расследований дознаватель сможет совершать следующие следственные (розыскные) действия:
- отбирать объяснения;

- проводить медицинские освидетельствования;

- держивать заключения специалистов,

- снимать показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- - и киносъемки, видеозаписи;

- изымать орудия и средства совершения уголовного проступка, вещи и документы, являющиеся непосредственным предметом уголовного проступка, или обнаруженные при задержании лица, личного досмотра или досмотра вещей.
 

Также, процедурой дознания предусмотрен иной порядок подачи ходатайства о проведении экспертизы. Если во время досудебного следствия сторона защиты в порядке статьи 244 УК Украины подавала ходатайство о проведении экспертизы непосредственно следственному судье. То во время досудебного расследования уголовных проступков в порядке дознания сторона защиты вынуждена будет обращаться с ходатайством о проведении экспертизы в дознавателя или прокурора. В таком случае дознаватель или прокурор вправе обратиться к эксперту для проведения экспертизы.
 

Однако, подобные ходатайства почти никак не помогут защитить себя, ведь нужны для государственного обвинения медицинские освидетельствования или заключения специалиста прокурор может получить самостоятельно, еще до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, а ходатайство подозреваемого о проведении повторного медицинского освидетельствования или назначения экспертизы прокурор сможет игнорировать .За совершение уголовных проступков не предвидится избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Задержание лица подозреваемого в совершении уголовного проступка без постановления следственного судьи на срок, не превышающий 72 часов, допускается только в случаях если подозреваемый:
- отказывается выполнять законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении уголовного проступка или сопротивляется;

- пытается покинуть место совершения уголовного проступка; - при непосредственном преследования после совершения уголовного;


По сравнению с длительностью процедуры досудебного следствия, которая даже для преступлений небольшой тяжести могла длиться до года, продолжительность дознания не превышает одного месяца.
Кроме коротких сроков досудебного расследования уголовных проступков новый УПК предусматривает более сжатые сроки на назначение судебного рассмотрения дела который должен быть осуществлен в пятидневный срок после получения следственным судьей обвинительного акта, а в случае задержания подозреваемого в совершении уголовного проступка суд назначает рассмотрение дела безотлагательно.

 

Одной из наиболее противоречивых новелл УПК Украины есть возможность судебного рассмотрения уголовных проступков без присутствия участников судебного производства, при условии, что обвиняемый не оспаривает установленные во время дознания обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта в его отсутствие, что в совокупности с правом правоохранителей задержать лицо без постановления следственного судьи на 72 часа и расширенным перечнем следственных (розыскных) действий, могут осуществляться до внесения сведений об уголовном правонарушении в Едрей создает расширяет п равове поле для потенциальных злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Для лучшего понимания влияния новелл уголовного права на развитие в Украине правового государства, их следует рассматривать неотрывно от правовой системы которая досталась Украине в наследство еще с советских времен. Так эффективность работы следственных и до сих пор оценивается количеством направленных суда обвинительных актов и низкие показатели по раскрытию преступлений могут стать причиной для осуждения со стороны руководства, лишения следователя премии, которая может достигать половины его зарплаты, или даже привести к увольнению.

 

Согласно такую ​​систему мотивации можно описать фразой: «Если вы еще сидите это не ваша заслуга, а недоработка наших органов». Обычно показатели по раскрытию преступлений достигались следователями за счет расследования таких распространенных, уголовных преступлений небольшой тяжести как: хулиганство (296 УК), кража (ч. 1 ст. 185 УК), умышленное легкое телесное повреждение (ст. 125 УК), которые новой редакции КПК Украины отнесены к категории уголовных проступков и расследуются в порядке дознания по упрощенной процедуре, которая одновременно с возможностью быстрого расследования правонарушения предоставляет меньше реальных способов защитить свои права.

 

Материал подготовил - Задорожный Богдан, юрист Jurimex.
Специально для "Закон и Бизнес" -
https://bit.ly/34GMdnY

Предыдущая Следующая
05.11.2019
Присоединение Украины к MLI: налоговые риски и последствия для украинских компаний и их владельцев. Аналитический обзор от Олега Чайки
17.01.2020
Успешный кейс от практики международного налогообложения и трансграничных транзакций
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное