Анализ судебной практики свидетельствует, что одним из краеугольных камней доказательства налоговыми органами недействительности сделок налогоплательщиков выступает отсутствие у последних товарно-транспортных накладных (ТТН) В качестве контраргументов налогоплательщики нередко указывают, что у них нет необходимости в ТТН, как в первичных документах, в случаях если доставка товара осуществляется за счет продавца. Но на сегодня Позиции судов в таких случаях зависит от наличия и других доказательств «реальности» следок, но стоит отметить, что налоговые органы получили на сегодня дополнительную поддержку. от Министерства инфраструктуры Украины.
Так, Министерством инфраструктуры (Мининфаструктуры) Украины было обнародовано свое Письмо от 03 сентября с.г. № 10092/25/10-13, касающееся вопросов оформления ТТН.
По мнению Мининфраструктуры товарно-транспортная накладная должна быть выписана на любой товар, поставляемый в рамках договоров купли-продажи.
Свою позицию орган обосновывает пунктом 1.3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14. октября10. 1997 года. № 363 (далее – Правила), согласно которому договорыи о перевозкеи грузов автомобильным транспортом заключаются между физическими и юридическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов на коммерческой основе; а также пунктом 11.4 указанных Правил, который предусматривает осуществление оформления перевозок грузов ТТН независимо от условий оплаты грузов.
Министерство настаивает на том, что поскольку перевозкуа груза (товара) от грузоотправителя грузополучателю невозможно классифицировать как перевозку для собственных нужд (поскольку изменяется владелец груза), то такая перевозка, даже если она осуществляется арендованным транспортом, обязательно должна быть оформлена ТТНтоварно-транспортными накладными.
Свою достаточно спорную позицию Минифраструктуры мотивирует тем, что «исключение из транспортного процесса какого-либо из его участников ( в данном случае грузополучателя), с дальнейшим избеганием оформления соответствующих юридических документов, в том числе ТНН, приводить к возникновению коррупционной составляющей и противоречит законодательству Украины». Такое утверждение органа свидетельствует в пользу того, что основу Письма № 10092/25/10-13 от 03 сентября.09. 2013 года. была положена скорееболее политическая необходимость, нежели желание решить юридическую коллизию. Ведь Правила регулируют порядок документального оформления хозяйственных операций в рамках договоров о перевозке грузов, одной из сторон которых и выступает грузополучатель. В случаях, когда продавец товара берет на себя полный объем обязательств по доставке товара, покупатель исключается из договорных отношений касательно перевозки груза.