Реклама сейчас является одним из наиболее эффективных способов продвижения информации о товаре или услуге на отечественном рынке. Наружная реклама имеет ряд преимуществ, среди которых ненавязчивость, широкий охват аудитории, возможность целенаправленно воздействовать на конкретные целевые группы в местах их постоянного пребывания, а также умеренная ценовая политика и высокая степень эффективности.
Недаром, каждый из предпринимателей пытается таким способом заявить о себе на рынке товаров и услуг. Чаще всего это выражается в информировании потребителей с помощью вывесок, табличек о местах продажи товаров или предоставления услуг, в размещении информации на помещениях с указанием конкретного названия – магазина, салона и т.д. Разработать макет и воплотить его в реальность в наше время не составляет значительных усилий, поскольку подрядных организаций такого рода бесконечное количество. По умеренной цене и в довольно быстрые сроки они помогут создать соответствующую вывеску и поспособствуют ее размещению. Но после этого, в большинстве случаев, предприниматели сталкиваются с проблемой узаконивания размещения такого рода информации о себе или своем товаре в органах власти. Не понимание разницы между понятиями наружная реклама и информационная вывеска, может вызвать нежелательные затраты (как денежные так и временные) для предпринимателей в связи с получением разрешений, которые и вовсе не нужно получать.
Маленькая, но очень важная разница
Согласно статье 1 Закона Украины “О рекламе” (Закон)рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товаров. В свою очередь внешней является реклама, размещаемая на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.
Согласно пункту 2 Типовых правил размещения внешней рекламы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2003 года № 2067 (Типовые правила) специальные конструкции – временные и стационарные рекламные средства (световые и несветовые, наземные и воздушные, плоские и объемные стенды, щиты, панно, воздушные шары и т.д.), используемые для размещения рекламы.
Законодатель закрепил положение о том, что внешняя реклама размещается на основании разрешений и в порядке, установленном исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов в соответствии с Типовыми правилами. На зданиях и сооружениях внешняя реклама размещается с согласия их собственников или уполномоченных ими органов (лиц) с учетом архитектурных, функционально-планировочных, историко-культурных факторов, типологии элементов местной среды и с соблюдением правил благоустройства территорий населенных пунктов.
Что не разрешено, то запрещено
Для получения такого разрешения, распространитель рекламы должен предоставить регистрирующим органам заявление, фотографию или компьютерный макет места, на котором планируется размещение рекламного средства, эскиз рекламного средства с конструктивным решением (разрабатываются специальными предприятиями, имеющих соответствующие лицензии), копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или физического лица – предпринимателя.
После рассмотрения заявления регистрирующий орган устанавливает приоритет на заявленное место (или отказывает в предоставлении разрешения) и предоставляет заявителю два экземпляра разрешения и определяет заинтересованные органы (лица), с которыми необходимо их согласовать. Стоит обратить внимание, что при предоставлении разрешения вмешательства в форму рекламного средства и содержание рекламы запрещается.
Разрешение предоставляется сроком на пять лет, если меньший срок не указан в заявлении. Выданное в установленном порядке разрешение является основанием для размещения внешней рекламы и выполнения работ, связанных с расположением рекламного средства.
Срок действия разрешения продлевается на основании заявления, которое подается рабочему органу распространителем внешней рекламы в произвольной форме не позднее чем за один месяц до окончания срока действия разрешения.
Процедура получения разрешения на размещение внешней рекламы достаточно длительная и затратная, кроме того, если местом расположения рекламных средств являются сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, устанавливается плата за временное пользование в порядке, определяемом органами местного самоуправления, а если местом, находящимся в государственной или частной собственности – на договорных началах с его собственником или уполномоченным им органом (лицом).
Не стоит забывать, что законодатель различает такие понятия как наружная реклама и вывеска. Так, согласно пункту 2 Типовых правил вывеска или табличка – элемент на доме, здании или сооружении с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих такому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенный на внешней поверхности дома, здания или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где располагается собственное или предоставленное в пользование лицу помещения (кроме, случаев, когда субъекту хозяйствования принадлежит на праве собственности или пользования все здание или сооружение), у входа в такое помещение, не является рекламой.
Согласно части 7 статьи 8 Закона размещение информации о производителе товара и / или о товаре в местах, где он реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и / или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и / или его упаковке, не считается рекламой.
То есть, если планируемый к размещению или размещенный информационный материал подпадает под критерии определенные законодателем в понятие вывеска или табличка, то вы не совершаете размещения наружной рекламы, а значит и не должны получать никаких разрешительных документов на размещение. Такая же позиция неоднократно высказывалась в письмах Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Письмо № 9522 от 28 декабря 2006 года, Письмо № 4089 от 7 июня 2007 года, Письмо № 4186 от 31 мая 2005 года).
Стоит обратить внимание, что согласно Порядку размещения информационных вывесок в г. Киеве, к вывескам устанавливается определенное ограничение. Так, площадь вывески должна быть не более 2 квадратных метров. В противном случае она подпадает под признаки наружной рекламы. Кроме того, вывеска должна иметь паспорт. Паспорт не является разрешительным документом и сроки его получения гораздо меньше, чем полученные разрешения на размещение внешней рекламы, но, все же, процедура не из легких и не дешевых.
Нужно понимать разницу между этими двумя понятиями и пользоваться преимуществами, предоставленными законодательством.
Так, в деле № 2а-16184/12/2670 от 14 апреля 2013 года предприятием было обжаловано предписание о нарушении правил размещения внешней рекламы, аргументируя это тем, что размещенные им информационные материалы являются вывесками. Судом было установлено, что размещенные материалы не являются рекламой в понимании части 6 статьи 9 Закона Украины “О рекламе”, поскольку подпадают под определение вывеска или табличка. Данное судебное решение было обжаловано в апелляционном порядке. Судом апелляционной инстанции также установлено, что такие материалы не являются рекламой. В довольны апелляционной жалобы было отказано (Киевский апелляционный административный суд, Решение по делу № 2а-14429/12/2670 от 23.05.2013 года, Решение по делу № 2а-16184/12/2670 от 14.03.2013).
Автор: Юлия Ивахненко