pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
К вопросу о лотереях
Вернутся в медиацентрНа Главную
К вопросу о лотереях
К вопросу о лотереях

Кабмин продлил срок действия всех лицензий оператором лотерей на 13 лет своим постановлением!!!

Воистину неиссякаем творческий гений украинского государственного служащего! Тем более чиновника не связанного какими-либо общеизвестными представлениями об основах государственного устройства, нормотворчества и правовой культуры. Государственного, с позволения сказать, деятеля, не омраченного и не скованного ничем кроме собственных убеждений и взглядов, сформированных где угодно, кроме пыльных и скучных коридоров высшей школы.

Но место, где творчество украинского государственного чиновника нашло свое особое приложение и гипертрофированное развитие, породило самые неожиданные шедевры нормотворческой техники различных художественных школ – от минимализма до сентиментализма, от соцреализма до абстракционизма, от модернизма до примитивизма, – это, конечно, государственные лотереи. Именно здесь фантазия госслужащего нашла свою особую реализацию, ни скованную ни рамками государственного контроля, ни обычной для государственного аппарата цензурой. Надо полагать, именно в государственных лотереях правительство, руководствуясь одними только ему известными мотивами, дало возможность развернуться творческому потенциалу допущенных к кормилу лотерейной власти служащих.

Мы уже несколько раз писали о лучших образчиках поистине революционных идей, развитие которым было дано органом, отвечающим за государственное регулирование лотерейной отрасли – Министерством финансов Украины. Однако последний шедевр нормативно-правового регулирования лотерейной сферы без всякого преувеличения займет свое достойное место не только в анналах истории, но и на страницах учебников по правоведению.

Мы долго думали, в каком именно стиле творил неизвестный автор текста, принятого в начале августа 2013 года постановления КМУ № 528 от 01 августа 2013г. «О внесении изменений в п.3 ПКМУ от 23.11.2000г. №1755». Новым постановлением один пункт действующего до сих пор постановления №1755 всего лишь излагается в новой редакции. Но сколько всего слилось в этих двух небольших абзацах! -------------------- break --------------------Здесь все – и замысловатость форм, свидетельствующая о влиянии на творчество автора позднего барокко, и глубокий символизм, имеющий свои корни не иначе как в буддизме, и внутренняя и внешняя противоречивость, попахивающая авангардом и футуризмом. Точно определить стиль творчества автора невозможно. Скорее всего, он самовыражался свободно, вне всяких стилей, руководствуясь ему только известной логикой и смыслом не подвластным логике и государственной политики, как таковой.

Целями принятия постановления было внешнее, фасадное декорирование тех глубоких и страшных в своей необратимости процессов, в которые была погружена отрасль бездействием чиновников Министерства финансов, отвечающих за ее регулирование на протяжении последнего года. Как известно, осенью 2012 года вступил в силу Закон Украины «О государственных лотереях в Украине», согласно переходных положений которого, Кабмин должен был привести все свои нормативные акты в соответствии с законом, а Минфин принять акты в нем предусмотренные и внести соответствующие изменения в Лицензионные условия лотерейной деятельности не позднее, чем на протяжении 3х месяцев с момента опубликования закона (до 06.01.2013г.). За весь этот период, Драйзеры лотерейного нормотворчества удосужились разработать и принять только несколько, согласитесь, не самых важных для лотерейной отрасли регуляторных актов, касающихся реестра государственных лотерей и учетных карточек административных услуг в лотерейной деятельности, полностью проигнорировав разработку жизненно необходимых для отрасли актов.

Все остальные проекты нормативных актов, на разработку которых у самых медлительных отечественных чиновников уходит максимум месяца два, безвозвратно утонули в недрах внутриведомственной переписки Минфина, так и не выйдя на уровень официальных документов. Оставляя за скобками анализ мотивов и целей такой «работы» министерства, отметим, что бездействие чиновников привело к тому, что уже в марте 2013 года лицензии, выданные всем действующим операторам лотерей еще в далеком 2001 году закончились. С этого момента операторы лотерей осуществляют деятельность не на основании лицензий, а на основании прямой нормы закона о государственных лотереях, дающей им право проводить лотереи до принятия соответствующих нормативных актов, необходимых для выдачи новых лицензий.

Мы уже писали о том, что силами, или правильнее сказать, бессилием Минфина, лотерейный рынок в одночасье оказался в правовом вакууме. Ведь орган лицензирования, действуя по статье 19 Конституции Украины исключительно на основании, в рамках и порядке, предусмотренном законами, с весны текущего года не может даже осуществить проверку операторов, лицензии которых закончились. Не говоря уже о привлечении операторов к ответственности за нарушение норм лотерейного закона или прав игроков. Ведь, лишить лицензии, которая закончилась невозможно! Отметим, что речь идет о деятельности по выпуску и проведению лотерей, объем которой по прогнозным показателям 2013 года должен составить более 5 млрд. грн.

Такими действиями Минфина было спровоцировано появление на рынке множества новых лотерейных игр по внешним признакам очень напоминающих собой запрещенные еще в 2009 году лотерейные автоматы и букмекерские игры. При этом, проверить действительно ли такие игры являются лотереями или речь идет просто о старых добрых игровых автоматах, не представлялось возможным ввиду простой невозможности проверить оператора Минфином, о чем говорилось выше. Согласитесь, несколько странные совпадения. Вероятно, узрев последствия бездеятельности своих подчиненных, руководство Минфина, взявшись за голову, поручило срочно найти выход из сложившейся ситуации. Однако, поручение было дано вероятно тем самым людям, которые до сих пор не разработали необходимые для выдачи лицензий нормативные акты.

Именно поэтому, выход был найден в лучших традициях лотерейного нормотворчества последних лет. Решено было просто продлить срок действия уже закончившихся лицензий на 1 год. Взять да и продлить! Как, спросите вы? Очень просто! Постановлением Кабинета Министров. И попробуйте только возразить, что это противоречит не только сразу двум действующим законам – Закону «О государственных лотереях» и Закону «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», но и просто здравому смыслу (как можно продлить лицензию без согласия лицензиата?!). Но для революционного творчества чиновников Минфина нет правил, стереотипов и преград. Есть только их правосознание – в несколько несогласованном с общепринятыми нормами, но зато в числом виде!

Но для юристов и просто граждан, пока еще скованных глупыми представлениями теории права о конкуренции правовых норм разной юридической силы, отметим, что ни Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», ни Закон Украины «О государственных лотереях в Украине» не предусматривают возможности продления строка действия лицензий и, соответственно, ни Минфин как орган лицензирования, ни тем более Кабинет Министров Украины не имеют полномочий для продления строка действия уже выданных лицензий, т.е. Кабинет Министров попросту вышел за рамки своих полномочий. Но и это еще не все! Не знаю, может речь шла о каком-то более глубоком и тайном замысле, либо просто бес попутал, но в порыве своего творческого энтузиазма отцы Постановления №528 даровали всем операторам право на проведение лотерей на протяжении 13 следующих за вступлением Постановления в силу лет! Не верите? Давайте почитаем!

Согласно абзаца третьего новой редакции п.3 субъекты хозяйствования, которые получили лицензии на осуществление деятельности по выпуску и проведению лотерей продолжают такую деятельность на основании полученных лицензий с учетом срока, установленного абзацем вторым этого пункта.

Иными словами, лица, которые когда-нибудь получали лицензии на лотерейную деятельность, получают право продолжать такую деятельность. В абзаце втором указанного пункта упоминается только один срок – 13 лет! Больше никаких сроков в абзаце нет! Таким образом, операторы лотерей получили право согласно Постановлению №528 на проведение лотерей на 13 лет без уплаты административного сбора, подачи и проверки всех необходимых документов, даже без заявления о выдаче лицензии!

И пусть Постановление Кабмина противоречит Закону о лицензировании, пусть лицензии операторов давно закончились, пусть Закон о государственных лотереях бьет во все колокола требуя принятия подзаконных актов предшествующих выдачи новых лицензий, – уверен, что любой из действующих операторов лотерей, в порыве безграничной благодарности авторам документа, сможет отстоять свое право на проведение лотерей на протяжении следующего 13-летнего срока в любом гуманном украинском суде.

Но и этим не исчерпывается потенциал документа! Если читать текст Постановления с точки зрения формальной логики (а как еще его можно читать?), напрашивается очевидный вывод о том, что право на 13летний срок проведения лотерей даровано Кабмином не только действующим операторам, но вообще всем, всем, кто в далеком 2001 году получил соответствующие лицензии. А, как известно, за последние 12 лет перечень операторов несколько сузился.

Еще один представитель сложно определяемой художественной школы представил миру произведение лотерейного нормотворчества в виде законопроекта №3161, зарегистрированного в ВР Украины 02.09.2013 года.

Согласно этого законопроекта, единственным организатором лотерей является Сбербанк Украины, который самостоятельно и монопольно проводит лотереи. Отменяется лицензирование лотерейной деятельности, то есть никто другой не будет иметь возможности получить такое право. Интересно, что для Сбербанка отменяются все требования, которые на сегодня существуют к операторам лотерей – наличие минимального уставного капитала в размере 240 млн. грн., наличие собственного капитала в размере, не меньшем уставного и многие другие.

Конечно, модель проведения государственных лотерей единым государственным оператором существует в некоторых небольших странах Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Португалия), но, во-первых, там такая модель существует скорее как архаизм, а, во-вторых, почему собственно Сбербанк? Где еще в мире государственный банк непосредственно проводит азартную игру? Кто вдохновил автора законопроекта идеей о том, что не вполне успешный государственный банк может успешно заняться вообще не свойственной ему функцией, подвергая дополнительным рискам и без того не вполне ликвидные свои активы?

И почему господин Пинчук, автор законопроекта предлагает отменить требования хранить на счету банка средства в размере сформированного призового фонда, страховать риск невыплаты призов, создавать электронную систему принятия ставок и т.д. И каким образом он предлагает гарантировать выплату выигрыша игроку? Скорее всего, никак, поскольку, законопроект также предлагает отменить существующую в действующем законе норму об ответственности перед государством и третьими лицами за результаты своей деятельности.Дальше еще интереснее, законопроект предлагает исключить положения о возможности лишения Сбербанка статуса организатора лотерей, возможности его проверок Минфином, и также его обязательства подавать ежемесячно отчеты о своей деятельности! Возможно, цивилизованный лотерейный рынок, как цель правового регулирования, вообще не ставилась перед собой автором законопроекта при его разработке? Просто речь идет об очередном шантаже операторов лотерей, либо о попытке выделить и, главное, освоить бюджеты под финансирование новой функции Сбербанка? И никого абсолютно не интересуют последствия такого новаторства депутата?

Теперь понятно, почему в начале этого небольшого материала мы так много внимания уделили предтечам творческого таланта автора последних инициатив, так запросто реформирующих весь лотерейный рынок одним росчерком пера? Уверен, что они еще получат надлежащую оценку, как со стороны более поздних современников, так и со стороны потомков. Ведь надежды на прекращение подобного творчества украинских лотерейных Бисмарков все меньше, а симптомы хронической неспособности власти установить стабильные и предсказуемые правила работы одного из важных инструментов государственной финансовой политики все очевидней…

Автор: Данил Гетманцев

Предыдущая Следующая
31.07.2013
Зачем Кабмин нарушает Закон в лотерейной сфере?
25.09.2013
Снова к вопросу налогообложения недвижимости
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное