pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
Перераспределение полномочий между регуляторами рынков финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
Вернутся в медиацентрНа Главную
Перераспределение полномочий между регуляторами рынков финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
Перераспределение полномочий между регуляторами рынков финансовых услуг. Автор: Оксана Русина

Двенадцатого сентября 2019 на заседании Верховной Рады Украины был принят за основу и в целом проект Закона Украины № 1069-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» (далее Закон).


Основным нововведением данного Закона является уменьшение количества регуляторов на рынке финансовых услуг.


Так, на сегодня государственном регулировании рынка финансовых услуг осуществляют Национальный банк Украины, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. После введения в действие нового закона все полномочия по регулированию рынка финансовых услуг будет разделено между Национальным банком Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, а Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг будет ликвидирован.
Кроме того, закон устанавливает четкое разделение финансовых услуг на банковские и небанковские, предоставляемых в соответствии исключительно банками и небанковскими финансовыми учреждениями или другими лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги на основании лицензии.Нормы закона вводятся в действие с 01 июля 2020 года. Согласно нормам Переходных положений данного Закона с момента вступления в силу и до момента введения в действие органы, будут осуществлять государственное регулирование рынков финансовых услуг должны привести в соответствие свои акты и принять ряд других нормативно-правовых актов во исполнение требований Закона.


Разграничение полномочий Национального банка Украины и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку


Законом разграничены полномочия регуляторов рынков финансовых услуг, а также предусмотрена необходимость их взаимодействия между собой. Так, к полномочиям Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку принадлежит государственное регулирование и осуществление контроля за рынков ценных бумаг и производных (деривативов), в сфере эмиссии и обращения ипотечных облигаций, деятельности в системе накопительного и негосударственного пенсионного обеспечения, деятельность по управлению имуществом для финансирования объектов строительства и / или осуществления операций с недвижимостью, в сфере регулирования и надзора за операциями продажи товаров на условиях спота и форварду, а также контроль за правильностью заключения и выполнения обязательств по другими видами товарных деривативов.
Государственное регулирования банковских услуг и других небанковских финансовых услуг, регулирование которых не отнесены к полномочиям Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, осуществлять Национальный банк Украины.Новый подход к формированию законодательной базы при осуществлении регулирования на рынках финансовых услуг
В большинстве случаев, в том числе и в правоотношениях, возникающих при осуществлении видов хозяйственной деятельности, которые осуществляются только на основании лицензии, на уровне закона устанавливаются общие требования к таким правоотношениям, а также непосредственно законами Кабинета Министров Украины предоставляется ряд полномочий по принятию подзаконных нормативно-правовых актов во исполнение требований закона.


Данным Законом также предусмотрено, что лицензионные условия, некоторые требования к субъектам рынка финансовых услуг, пруденциальные нормативы и т.д. должны быть закреплены в подзаконных нормативно-правовых акта, принимать которые будет не правительство, а специально уполномоченный орган (регулятор), в соответствии с предоставленными ему полномочий регулирования деятельности в определенной сфере финансовых услуг.
В общем, новый Закон, путем предоставления регуляторам полномочий по установлению ряда требований, нормативов и порядков, значительно расширяет их полномочия и создает возможность для более профессионального и практического принятия подзаконных нормативно-правовых актов, которыми будут руководствоваться субъекты, действующие в сфере рынков финансовых услуг.
Необходимость переоформления лицензий В связи с изменением регулятора на практике может возникнуть ряд вопросов о необходимости получить лицензии выданы новыми регуляторами в пределах их полномочий. Однако, Закон прямо предусматривает как то, что лицензии будут действовать считаются переоформленными, так и то, что до утверждения новых лицензионных условий для определенного вида деятельности в сфере предоставления финансовых услуг новые регуляторы руководствуются утвержденными ранее лицензионными условиями.


Однако, несмотря на то, что Закон не устанавливает требования получать новые лицензии или проходить определенную процедуру переоформления лицензий, выданных ранее, приостановлении действия таких лицензий, их аннулирования, а также контроль за соблюдением законодательства субъектами, которые осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию, с момента введения в действие Закона будет осуществляться именно в соответствии с нормами и требованиями.
Проведение проверок регуляторами и применения санкций за нарушения, имевшие место до вступления в силу Закона.Закон четко не определяет объем полномочий регуляторов по проведению проверок субъектов рынков финансовых услуг после введения в действие Закона за предыдущие периоды их деятельности и применения санкций за нарушения, совершенные субъектами рынков финансовых услуг до введения в действие Закона.


Например, согласно новой редакции статьи 12 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения на рынке ценных бумаг, в системе накопительного пенсионного обеспечения не позднее трех лет со дня его совершения независимо от санкции.
Однако, Закон не уточняет, речь идет о правонарушениях, были совершены субъектами после введения Закона в действие или трехлетний срок может применяться и к правонарушениям, которые были совершены в пределах этого срока и раньше. Возникает ряд и других вопросов, в частности, имеет право регулятор привлекать к ответственности лиц за периоды, когда он не имел таких полномочий.Этот вопрос является весьма актуальным для непосредственно лиц, осуществляющих деятельность на рынках финансовых услуг, ведь в соответствии с нормами законодательства, таких субъектов необходимо привлечь к ответственности по нормам тех законов, которые действовали на момент совершения правонарушения, а соответственно в следующие законы новые регуляторы никаких полномочий по проведению проверок, осуществление контроля или применения каких-либо мер воздействия не имеют.

 

Материал подготовила Оксана Русина, юрист Jurimex.
Специально для Jurblog - 
https://bit.ly/2LTluxH

Предыдущая Следующая
03.10.2019
Концепция бенефициарного владельца: налоговые риски и как ими управлять. Автор: Олег Чайка
09.10.2019
12 шагов к строительству солнечной электростанции. Автор: Алена Видюк
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное