pr@jurimex.ua+38(044)500-79-72
Получить консультацию
12 шагов к строительству солнечной электростанции. Автор: Алена Видюк
Вернутся в медиацентрНа Главную
12 шагов к строительству солнечной электростанции. Автор: Алена Видюк
12 шагов к строительству солнечной электростанции. Автор: Алена Видюк

Первоочередной задачей для мирового сообщества является развитие возобновляемой энергетики, который является предпосылкой решения глобальных проблем человечества: ухудшение экологии и изменение климата. Благодаря своему географическому расположению Украина является достаточно интересной для инвесторов, что подтверждается постоянным ростом количеству новых проектов в сфере возобновляемой энергетики, особенно в производстве электроэнергии из энергии солнца и ветра.Одной из причин такого роста является установление законом гарантированного уровня «зеленого» тарифа на электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, который привязан к курсу евро и зафиксирован в 2030, а также обязательства государства по выкупу всего объема электроэнергии, произведенной из альтернативных источников энергии.Возобновляемая энергетика в Украине (ВЭС, СЭС, малые ГЭС, биомасса и биогаз) увеличила по сравнению с 2018 годом производство электроэнергии на 52,4%. Сегодня доля энергии из возобновляемых источников составляет около 3,3% в общей выработке электроэнергии, тогда как стоимость такой генерации составила 13,6% от общих расходов.Такая финансовая нагрузка вызвано «зеленому» тарифу в частности из-за его привязку к евро. «Зеленый» тариф, действующий сегодня является одним из самых высоких в Европе. Благодаря его действия проекты возобновляемой энергетики могут окупиться в среднем за 4 6 лет (в зависимости от мощности).

 

Какие же требования установлены для осуществления хозяйственной деятельности по производству солнечной электроэнергии?


а) кадровые требования:
- штатное расписание должно включать минимальное количество работников по отдельным должностям и наличие в определенных работников соответствующего образования, квалификации и (или) стажа работы, необходимых для осуществления этого вида деятельности;
- необходимо оформить трудовые отношения с персоналом путем заключения трудовых договоров.

б) организационные требования:

- осуществлять продажу электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики, на рынке «на сутки вперед», на внутришньодобовому рынке и на балансирующем рынке по ценам, которые сложились на соответствующих рынках, или по "зеленому" тарифу, аукционной цене, установленными (определенными ) в соответствии с Законом Украины «Об альтернативных источниках энергии»;
- уплачивать взносы на регулирование, определяются решением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее -НКРЕКП). в) технологни требования:

- электрогенерирующих оборудования, расположенный на солнечной электростанции, и другое оборудование и сооружения, предназначенные для производства солнечной электроэнергии должны принадлежать на праве собственности или хозяйственного ведения, или пользования, или находиться в концессии, лизинга.
г) специальные требования:
- не допускать перекрестного субсидирования

- перемещение дохода от осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии для финансовой поддержки иного вида хозяйственной деятельности в пределах одного или нескольких субъектов хозяйствования.


Как построить солнечную электростанцию? Рассмотрим вопросы, которые возникают при строительстве собственных солнечных электростанций.

1. Финансирование проекта строительства солнечной электростанции. 

- финансирование всего проекта за счет собственных средств       

- за счет кредитных (банковских) средств;  

- рассрочке или отсрочке средств у производителя материалов и оборудования;  

- с участием гаранта (поручителя), который будет отвечать имеющимся у него денежным средствам или имуществом за исполнение должником своих обязательств.
2. Регистрация юридического лица.
Этот вопрос может быть решен двумя способами: создание нового юридического лица, которое будет осуществлять хозяйственную деятельность по производству и продаже солнечной электроэнергии, или внесение изменений в учредительные документы уже созданного юридического лица в части дополнения такими видами деятельности. Однако создание нового юридического лица позволит упростить механизм исчисления доходов от этой деятельности, поскольку для производителей такой электроэнергии в действующем законодательстве предусмотрены льготы.

3. Подбор земельного участка для строительства солнечной электростанции.
Строительство солнечной электростанции возможно осуществлять на собственном земельном участке, приобретенном в собственность или полученной в аренду. На этом важном этапе может возникнуть необходимость решения ряда вопросов:
- наличие документов, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком, а при наличии объектов недвижимости на таком земельном участке

- наличие соответствующих документов на такие объекты и обеспечение соответствия информации в таких документах сведениям из существующих государственных реестрах;
- соблюдение процедур землеотвода;

- присвоение категории сложности объекта строительства;       

- наличие необходимых разрешительных документов и проведения экспертиз;    

- наличие на территории земельного участка или вблизи нее необходимых объектов инфраструктуры (обоснование возможности размещения объекта в пределах обозначенной территории в условиях сложившейся градостроительной ситуации при наличии необходимых коммуникаций).
Следует учитывать, что наличие на территории будущего строительства деревьев или других высоких зданий (сооружений), которые можно затинятимуть все или часть панелей, что может привести к значительному снижению производительности солнечной электростанции.
До недавнего времени ключевым моментом в подборе земли было наличие у нее целевого назначения «земли энергетики», а при его отсутствии нужно было решать вопрос об изменении целевого назначения.В 2018 году законодатель совершил упрощения землеотвода для размещения объектов альтернативной энергетики. Сегодня достаточно, чтобы земельный участок отвечала категории «земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения». Это позволит размещать (строить и использовать) солнечные электростанции на земельных участках без разработки новых проектов землеустройства по их отвода.
Такие изменения значительно упрощают строительство объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), поскольку уменьшают участие местных органов в подготовке необходимой документации, что, в свою очередь, значительно снижает срок до начала строительства объектов ВИЭ.

4. Выбор застройщика, которому будет осуществляться строительство солнечной электростанции.
К этому вопросу следует подойти взвешенно. Чтобы выбрать застройщика необходимо тщательно проанализировать рынок компаний, которые занимаются строительством солнечных электростанций. Именно опытные специалисты имеют необходимые знания, чтобы проверить имеющуюся мощность и соответствие требованиям, которые необходимы для строительства на определенной территории солнечной электростанции, подготовки детального проекта и расчета ориентировочной стоимости будущей электростанции.
5. Разработка проектной документации солнечной электростанции.

В дальнейшем необходимо разработать технико-экономическое обоснование проекта, возможности подключения объекта к сетям, получить технические условия на подключение к сетям, осуществить предпроектные работы и разработать проектную документацию. Проектная документация разрабатывается определенными специализированными проектными организациями на основании градостроительных условий и ограничений, технических условий и задания на проектирование.
Отнесение объекта к определенному классу последствий (ответственности) осуществляется проектной организацией по согласованию с заказчиком строительства. По классу последствий (ответственности) солнечная электростанция может принадлежать в классы: незначительные последствия - СС1 и средние последствия - СС2.
Соответственно если солнечная электростанция по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) - проект строительства не подлежит обязательной экспертизе, а если к объектам со средними последствиями (СС2), то экспертиза проекта строительства должно быть проведена обязательно.Заказчик имеет право выполнять строительные работы после того как он подаст соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля уведомления о начале выполнения строительных работ (по солнечных электростанций, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1)), или после того как орган государственного архитектурно-строительного контроля выдаст заказчику разрешение на выполнение строительных работ (относительно объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средним и (СС2).Выполнение подготовительных работ без уведомления о начале выполнения подготовительных работ, уведомления о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ запрещается.
Чтобы принять в эксплуатацию законченные строительством солнечные электростанции, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), заказчику необходимо подать декларацию о готовности объекта к эксплуатации, которая должна быть зарегистрирована органом государственного архитектурно-строительного контроля .Принятие в эксплуатацию законченных строительством солнечных электростанций, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи органами государственного архитектурно-строительного контроля сертификата.
Зарегистрированная декларация о готовности солнечной электростанции в эксплуатацию или сертификат является основанием для заключения договоров о поставках на принятую в эксплуатацию солнечную электростанцию ​​необходимых для ее функционирования ресурсов, включение данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
6. Приобретение и поставка оборудования и материалов, установка и наладка оборудования.
7. Подключение к сети.
8. Получение лицензии на производство электроэнергии.

Деятельность по производству электрической энергии подлежит лицензированию, если величина установленной мощности электрогенерирующего оборудования составляет 5 МВт и более, или субъект хозяйствования намерена продажи электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии на оптовом рынке электрической энергии независимо от установленной мощности объекта электроэнергетики.
Соискатель лицензии, который намерен осуществлять хозяйственную деятельность по производству электрической энергии, подает заявление о получении лицензии Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Лицензия выдается на неограниченный срок.

9. Оформление статуса участника рынка электроэнергии.
Статус участника рынка електроенергии.надаеться при условии заключения договора с оператором системы передачи (Укрэнерго) о предоставлении услуг по передаче электроэнергии, договора о предоставлении услуг по диспетчерского управления и поданного заявления о присоединении к договору об урегулировании небалансов. Также производители по «зеленому» тарифу должны предоставить Заявление на регистрацию ресурсных объектов (ЭИС код W-типа).
При отсутствии таких документов «гарантированный покупатель» (сегодня это ГП «Гарантированный покупатель», которое обязано покупать электрическую энергию у производителей, которым установлен «зеленый» тариф) не может заключить договор с генерацией из ВИЭ на куплю-продажу электрической энергии за « зеленому »тарифу.
При наличии вышеуказанных документов, заключается двусторонний договор с ГП «Гарантированный покупатель», в дальнейшем необходимо войти на основании договора к балансирующей группы гарантированного покупателя, ежесуточно подавать гарантированном покупателю почасовые графики отпуска электрической энергии на следующие сутки в порядке и форме, определенных двусторонним договором с гарантированным покупателем .
10. Утверждение «зеленого» тарифа.

Чтобы был утвержден «зеленый» тариф необходимо представить в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг заявление об установлении «зеленого» тарифа.
11. Заключение договора на продажу электроэнергии.
12. Продажа электроэнергии по «зеленому» тарифу.

Купля-продажа солнечной электроэнергии по «зеленому» тарифу с учетом надбавки к нему осуществляется на основании двустороннего договора между производителем, которому установлен «зеленый» тариф и ГП «Гарантированный покупатель». Такой договор заключается на основании типового договора купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу. Договор купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу заключается на весь срок действия «зеленого» тарифа.


Таким образом, строительство солнечной электростанции довольно сложным и длительным процессом, и решение каждого из перечисленных этапов требует особого внимания и подготовки субъектом хозяйствования всех предусмотренных действующим законодательством документов, а также прохождения им всех согласительных процедур и экспертиз. Стимулы от государства Временное освобождение от уплаты ввозной НДС
Пунктом 64 Переходных положений Налогового кодекса Украины предусмотрено временное (до 31 декабря 2022) освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины основного оборудования для строительства солнечной электростанции. Введены изменения существенно упрощают и удешевляют строительство объектов, производящих электроэнергию из энергии солнца.


«Зеленый» тариф

 

Зеленый тариф - специальный тариф, по которому государство закупает электроэнергию у частных лиц, сгенерированную солнечными и ветровыми электростанциями. Покупателем является ГП «Гарантированный покупатель».
Зеленый тариф жестко корректируются в соответствии с курсом евро, соответственно, размер прибыли, которая будет получаться, не зависит от инфляции и колебаний курса национальной валюты.
Закон предусматривает возможность установления работы по зеленому тарифу для отдельных очередей (пусковых комплексов) солнечных электростанций, не дожидаясь полного окончания строительства всего объекта. Государство защищает интересы инвестора, гарантируя, что стимулирующие меры, которые действовали на момент начала промышленной эксплуатации наземной солнечной электростанции (или любого другого объекта возобновляемой энергетики), останутся неизменными.

С июля 2019 году в Украине заработала система аукционов для распределения квот государственной поддержки производства электроэнергии. Теперь по условиям аукциона, квоты господдержки возобновляемой энергетики разыгрываются между инвесторами на открытых аукционах. Победитель аукциона, который предложит самую низкую цену продажи 1 кВт / час. электрической энергии, получит государственную поддержку - право продажи электроэнергии гарантированном покупателю по установленной на аукционе цене сроком на 20 лет с момента ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей.

Для мощных солнечных электростанций (свыше 1 МВт) эти аукционы являются обязательными для получения государственной поддержки. Инвесторы других проектов возобновляемой энергетики смогут выбирать - или соревноваться на аукционах за 20-летнюю поддержку, или пройти обычную процедуру получения «зеленого тарифа» в 2030 Упрощенный процесс подбора оборудования
Согласно последним изменениям Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии» отменена так называемая «местная» составляющая, то есть установленный законом уровень использования оборудования украинского производства. Отменив действие обязательной «местной составляющей», государство не отказалась от поддержки местных производителей оборудования. Можно получить коэффициент, увеличивающий размер ставки зеленого тарифа от 5% до 10%, если при строительстве станции будет задействовано 30% (или 50% соответственно) оборудование украинского производства.Для подтверждения украинского происхождения комплектующих (материалов, оборудования) необходимо получить сертификат происхождения, выдает Торгово-промышленная палата Украины (ее региональными представительствами).Сейчас в Украине достаточно благоприятные условия для развития солнечной энергетики.

 

Инвестирование в строительство солнечных электростанций для генерации электроэнергии с последующей ее продажей по действующему законодательству по экономически привлекательном зеленому тарифу по размеру получаемой прибыли значительно выгоднее, чем банковский депозит или вложения в недвижимость.
Как коммерческое предприятие солнечная электростанция избавлена ​​от рисков, связанных с конкуренцией, ведь государство выкупает производимую электроэнергию. Кроме того, солнечная электростанция имеет достаточно быструю окупаемость - действующий зеленый тариф позволяет вернуть вложенные средства в течение уже 5-6 лет. Поэтому производство солнечной электроэнергии является очень перспективным и весьма прибыльным бизнесом в Украине.

 

Материал подготовила Алена Видюк, юрист Jurimex.
Специально для Jurblog -​​ https://bit.ly/30UIhNX

Предыдущая Следующая
08.10.2019
Перераспределение полномочий между регуляторами рынков финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
10.10.2019
Законодательные новации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Автор: Оксана Русина
Смотреть все публикации
Юристы анализируют события в Украине и зарубежом
Подписывайтесь, что бы не пропустить важное